MENU

Открытое письмо Human Rights Watch.

16.12.2002
Спикеру Верховной рады Украины В.Литвину

Депутатам Верховной рады Украины

к парламентским слушаниям по политической цензуре

Уважаемый господин Спикер!

Уважаемые Депутаты!

Human Rights Watch приветствует предстоящие слушания в Верховной Раде по проблеме политической цензуры как важный шаг в направлении улучшения ситуации со свободой выражения мнений и убеждений на Украине и имеет честь предложить вашему вниманию краткие выводы наших недавних исследований неофициальной политической цензуры, практикуемой администрацией Президента. Надеемся, что наши соображения окажутся для вас небезынтересными.

Human Rights Watch является международной неправительственной организацией, ведущей мониторинг ситуации с правами человека примерно в 70 странах мира. Не поддерживая чью-либо сторону, мы занимаемся исследованиями и освещением проблем прав человека на территории бывшего СССР с конца 1970-х годов. Что касается свободы выражения убеждений, то мы работали по этой проблеме во многих странах, включая США, Турцию, Узбекистан, Египет и Китай.

За последние десять лет украинские СМИ, в особенности пресса и интернет-ресурсы, стали представлять широкий спектр взглядов. Однако объективная подача материала одним источником остается, скорее, исключением в силу давления с самых различных сторон, которое оказывается на средства массовой информации и отдельных журналистов. Особую обеспокоенность Human Rights Watch вызывают свидетельства попыток со стороны президентской администрации ограничить, через неофициальную и негласную цензуру новостных программ, свободу выражения мнений на телевидении, которое для подавляющего большинства украинцев остается основным источником информации.

Проведенные Human Rights Watch подробные интервью с журналистами и аналитиками в области СМИ подтвердили существование в Управлении информационной политики Администрации Президента практики закрытых директив, известных как темники. Свое расследование мы начали после того, как в сентябре 2002 г. председатель парламентского Комитета по свободе слова и информации М.Томенко впервые обнародовал такие документы, а журналисты все активнее заговорили об их влиянии на подачу новостей. Эти указания, иногда подкрепляемые звонком из президентской администрации, играют роль прямых инструкций редакторам относительно того, какие темы следует освещать в новостях и как именно. Поскольку игнорирование директив администрации чревато последствиями, редакторы оказываются несвободными в выработке редакционной политики, а журналисты не имеют возможности обеспечить сбалансированную подачу новостей. Обезличенный характер директив позволяет инстанциям по регулированию СМИ отрицать существование какой-либо неофициальной цензуры. Представители президентской администрации и Госкомитета по информационной политике, телевидению и радиовещанию утверждают, что единственные документы, которые рассылаются администрацией по телеканалам, – это еженедельные пресс-релизы о деятельности президента, не имеющие ничего общего с каким-либо принуждением. Однако, как интервью Human Rights Watch с журналистами, так и все большее единообразие новостных программ свидетельствуют об эффективности влияния директив президентской администрации на свободу выражения убеждений и информационную журналистику на ТВ.

В соответствии с указаниями администрации подача политических новостей теперь не сопровождается критикой президента и членов его команды. При этом информация о других политиках и оппозиционных партиях искажается или замалчивается. Наиболее яркий пример связан с освещением массовых демонстраций 16 сентября, когда по ТВ шли разительно схожие репортажи и видеокадры, но не объяснялось, кто именно вышел на демонстрацию, в чем состоят их требования и куда направляются демонстранты.

За последний год несколько телеканалов, считающихся оппозиционными президенту, подвергались необоснованным судебным искам, налоговым проверкам и отзыву лицензии, что в ряде случаев приводило к их закрытию. Редакторы и журналисты хорошо поняли, что невыполнение указаний президентской администрации чревато последствиями. Human Rights Watch полагает, что Верховная Рада могла бы серьезно помочь в избавлении телеканалов от политически мотивированных санкций, обратившись к проблеме политизации и непрозрачности Национального совета по телевидению и радиовещанию, занимающегося выдачей лицензий на вещание. Состав Совета назначается парламентом и президентом, причем у последнего сохраняются полномочия по снятию отдельных членов и возможности по оказанию политического воздействия на процесс принятия решений. Этому влиятельному органу недостает независимости, необходимой для обеспечения подлинно равных условий и открытости в процессе лицензирования и регулирования.

Вынуждаемые подчиняться указаниям сверху, главные редакторы телеканалов теперь проводят предельно узкую редакционную политику, соответствующую указаниям президентской администрации. Требования последней акцентировать определенную политическую позицию и замалчивать точку зрения оппозиции привели также к серьезным изменениям структуры вещания на многих телеканалах и к сокращению объема и спектра новостей и аналитических программ.

В последние месяцы некоторые журналисты в знак протеста против усиления цензуры ушли с работы, другие – на которых оказывается такое же давление – предпочли остаться. Поскольку воздействие политической цензуры распространяется на все ведущие телеканалы, переход на другой канал становится бессмысленным и увольнение означает прощание с тележурналистикой вообще. В этой ситуации многие журналисты продолжают работать в непростых условиях, прибегая к самоцензуре или, несмотря на постоянный риск, делая сбалансированные новости. В отдельных случаях журналистов за отказ выполнять директивы президентской администрации переводят на второстепенные должности, оставляют без зарплаты или угрожают им санкциями.

В сложившейся атмосфере запугиваний редакторы и журналисты выдают новости согласно указаниям. Выпуски новостей стали беззубыми и тенденциозными и фактически не отличаются друг от друга на всех каналах. Значительную часть времени и усилий журналисты тратят на то, чтобы угадать и истолковать политические предпочтения президентской администрации. Следствием этого становится снижение приоритетности социально-экономических репортажей и сокращение их доли в сетке вещания. В итоге целый ряд тем не получает подробного и достоверного освещения, что напрямую ущемляет право зрителей на информацию.

Свобода выражения мнений и доступ к информации о событиях политической, экономической и социальной жизни имеют решающее значение для подотчетности исполнительной власти – краеугольного камня демократии. Цензура – официальная или неофициальная – несовместима с демократией и законностью. Такая практика исполнительной власти противоречит обязательствам Украины по статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Свобода выражения мнений и убеждений гарантируется также Конституцией и законами Украины. Надеемся, что украинские власти на самом высоком уровне примут меры по соблюдению международных обязательств и внутреннего законодательства в области свободы выражения убеждений. В этой связи мы призываем Верховную Раду:

Обеспечить безотлагательное соблюдение обязательств в области свободы выражения убеждений по Европейской конвенции и Международному пакту о гражданских и политических правах.

Обеспечить прекращение цензуры через соблюдение действующего законодательства о ее запрете.

Оперативно провести тщательную проверку деятельности должностных лиц, причастных к осуществлению цензуры или другим нарушениям в отношении представителей СМИ, и привлечь к ответственности виновных.

Рассмотреть возможность внесения изменений в Статью 5 Закона о Национальном совете по телевидению и радиовещанию в интересах обеспечения открытости и прозрачности процедуры назначения и вывода из его состава, а также безусловной независимости Совета.

Благодарим за внимание к поднятым вопросам.

Искренне ваша Элизабет Андерсен, исполнительный директор отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии

3 декабря 2002 г.

 Поділитися